Экскаватор-погрузчик — это не только удобство и автономность в выполнении строительных и земляных работ, но и серьезная инвестиция. Многие компании и частные застройщики задумываются: стоит ли покупать такую технику в собственность или выгоднее арендовать? Чтобы принять взвешенное решение, важно понимать, сколько стоит обслуживание техники, какие затраты сопровождают владение, и как это все влияет на итоговую экономику проекта.
Стоимость владения и эксплуатации спецтехники
Владение экскаватором-погрузчиком влечет за собой регулярные затраты, которые важно учитывать при расчете себестоимости работ. Ниже — анализ основной статьи расходов, который поможет сформировать полную картину:
-
Расходы на топливо.
Один из самых весомых пунктов. Зависит от мощности машины, режима эксплуатации (интенсивность, тип выполняемых работ) и длительности смен.
Дизельные двигатели в среднем расходуют около 0.220 литра в час на каждый киловатт мощности или 0.165 л/ч на одну лошадиную силу, если техника работает на полной нагрузке. Однако в реальности спецтехника не всегда задействована на максимум. Чтобы учесть это, применяется так называемый топливный коэффициент — поправка, отражающая характер использования техники. Например, для техники, работающей в режиме периодических загрузок или перемещений, коэффициент будет ниже, чем для машины, постоянно работающей с нагрузкой.
При расчетах важно учитывать средний расход топлива на час работы и цену за литр.
Формула выглядит так:
-
Стоимость топлива в час = 0.220 × мощность (кВт) × топливный коэффициент × цена литра дизеля.
или, если вы знаете мощность в лошадиных силах:
-
0.165 × мощность (л.с.) × топливный коэффициент × цена литра.
Допустим, у нас есть экскаватор-погрузчик мощностью 95 л. с, который используется на стройке в смешанном режиме (работа с перерывами, перемещения, частичная загрузка). Для такого режима подходит топливный коэффициент 0.65. Цена дизельного топлива, например — 2,20 руб за литр.
Используем формулу:
-
0.165 × мощность (л.с.) × топливный коэффициент × цена литра.
-
0.165 × 95 × 0.65 × 2,20 ≈ 22,2 руб. в час.
При таких условиях один час работы техники будет обходиться в среднем около 22 руб. только на топливо. Если техника работает, скажем, 150 часов в месяц — это уже ≈ 3 330 руб. ежемесячно только на дизель.
2. Смазочные материалы и фильтры.Сюда входят моторное масло, трансмиссионные и гидравлические жидкости, а также фильтры (масляные, топливные, воздушные, гидравлические). Их нужно менять по регламенту — обычно через определенное количество моточасов.
3.Текущий ремонт.
Расходы на замену рабочих жидкостей, подтяжку узлов, мелкий ремонт, сварочные работы, регулировку и диагностику. Эти работы происходят регулярно и напрямую зависят от условий эксплуатации: пыль, грязь, перепады температур и перегрузки увеличивают потребность в обслуживании.
4. Шины и ходовая часть.
Их стоимость — это не только цена комплекта, но и ресурс, который они дают, выраженный в моточасах. Часовая стоимость рассчитывается:
-
Стоимость комплекта шин / срок службы в часах.
Срок службы зависит от условий эксплуатации. Если техника движется по оборудованным дорогам или мягким грунтам (ил, песок), износ минимальный. При работе на щебне возможны порезы, поэтому тут условия средние. А вот частые проколы и резкий износ от острых камней указывают на тяжелые условия.
Наглядно информацию можно представить в таблице:
Машина |
Легкие |
Средние |
Тяжелые |
4000 ч |
3000 ч |
2000 ч |
|
9000 ч |
6000 ч |
3000 ч |
|
3000 ч |
2000 ч |
1000 ч |
Обращаем внимание, что цифры носят ознакомительный характер. Более точные расчеты возможны при учете времени эксплуатации, условий, бренда шин и других факторов.
5. Быстроизнашивающиеся детали.
Ковши, зубья, втулки, пальцы, гидрошланги — все это требует регулярной замены. Их износ зависит от типа грунта, условий эксплуатации и опыта машиниста. Частота замены — важный фактор, особенно при интенсивной нагрузке.
6. Оплата машиниста-оператора.
Если техника используется не владельцем, а наемным специалистом, необходимо учитывать зарплату машиниста. В затраты также могут входить налоги и взносы, если специалист в штате, или оплата по договору — если привлекается на разовые работы.
Как оценить себестоимость работы машины
Чтобы понять, сколько стоит владеть экскаватором-погрузчиком и как быстро он себя окупит, важно не только учитывать затраты, но и соотносить их с производительностью. Один из рабочих методов — рассчитать стоимость выполнения одной единицы работы (например, 1 м³ грунта или 1 час погрузки).
Для этого используется следующая формула:
-
Стоимость на единицу материала = часовая стоимость владения и эксплуатации / часовая выработка.
Где:
-
Часовая стоимость владения и эксплуатации включает расходы на топливо, амортизацию, ремонт, зарплату оператора и другие постоянные/переменные затраты.
-
Часовая выработка — количество работы, которое техника выполняет за час (например, м³ грунта).
Допустим, если в час техника обходится в 80 руб., а за этот час она отгружает 16 м³ — то стоимость одного куба составит 5 руб. Такой расчет позволяет сравнивать эффективность разных машин, оценивать рентабельность заказов.
Дополнительные расходы
Помимо ежедневных эксплуатационных затрат, важно учитывать долгосрочные расходы, которые формируют стоимость владения техникой. Они особенно актуальны для тех, кто приобрел экскаватор в кредит или планирует использовать его на постоянной основе в бизнесе.
Амортизация
Любая техника со временем теряет свою стоимость. Амортизация учитывает износ машины и позволяет оценить, сколько денег «уходит» ежегодно в виде снижения остаточной стоимости. Это важно для расчета рентабельности и планирования замены техники.
Начинаем с расчета амортизируемой стоимости — это стоимость машины с учетом доставки и полного оснащения за вычетом остаточной (обменной) стоимости в конце службы.
Для машин на резиновых шинах — экскаваторов-погрузчиков, колесных и мини-погрузчиков, грейдеров и других — стоимость одного комплекта шин вычитается отдельно, так как шины амортизируются отдельно и имеют свой собственный срок службы. То же касается быстроизнашивающихся деталей, например, ковшей, зубьев.
После этого амортизируемая стоимость делится на предполагаемый срок службы в моточасах, чтобы получить почасовую амортизацию.
Допустим, вы купили экскаватор-погрузчик:
-
Стоимость новой машины — 250 000 руб.
-
Остаточная стоимость через 10 000 моточасов — 50 000 руб.
-
Стоимость комплекта шин — 20 000 руб.
-
Планируемый срок службы — 10 000 моточасов.
Теперь считаем:
-
Амортизируемая стоимость = 250 000 – 50 000 – 20 000 = 180 000 руб.
-
Почасовая амортизация = 180 000 / 10 000 = 18 руб в час.
Это означает, что даже если техника простаивает, она все равно «теряет» по 18 руб. каждый час работы из-за износа и устаревания. К этому добавятся затраты на топливо, ремонт, смазочные материалы и зарплату оператору.
Проценты на капитал и страхование
Если техника куплена в кредит или лизинг — сюда добавляются проценты, которые выплачиваются банку или лизинговой компании.
Средняя величина инвестиции рассчитывается по формуле:
-
Цена с доставкой × (N + 1) / (2 × N), где N — срок службы машины в годах.
Это значение отражает среднюю сумму, «замороженную» в технике за весь период ее эксплуатации.
На ее основе рассчитываются:
-
Проценты на капитал. Для оценки можно использовать льготную процентную ставку.
-
Страхование. В среднем 1–3% от величины инвестиции в год. Обычно включает страхование от угона, пожара, а также гражданскую ответственность.
-
Налоги на спецтехнику. Если применимы, составляют 1–2% от средней величины инвестиции.
Чтобы понять, сколько это стоит в пересчете на каждый час эксплуатации машины, суммируйте годовые расходы по этим статьям и разделите их на количество рабочих часов в год.
Эта часть затрат может быть не самой очевидной, но она критична при расчете реальной себестоимости эксплуатации и планировании бюджета на технику в долгосрочной перспективе.
Все эти данные важно учитывать при планировании бюджета для строительных работ, чтобы избежать непредвиденных расходов. Четкое понимание и анализ эксплуатации техники помогает эффективно управлять затратами и улучшить финансовое планирование на проекте.